Трезвый взгляд на танк Пантера

Приведенная ниже выдержка из немецких официальных источников представляет ситуацию в несколько неоднозначном свете.

Слабые места в танке Пантера

Памятка по эксплуатации Пантеры

 

1. Необходимо самым тщательным образом заботиться о защите слабых мест танка, каковыми, безусловно, являются его борта. Именно с этой целью в распоряжении командира каждого полка имеются несколько резервных танков PzKpfw IV, предназначенных исключительно для ситуаций, когда возникает угроза захода противника с флангов «Пантер».

2. Несмотря на улучшенную конструкцию танкового двигателя, после прохождения батальоном «Пантер» расстояния, превышающего 720 км, 11 двигателей полностью выходят из строя. Ходовая часть тоже оставляет желать лучшего. «Пантеры» не могут пройти и 100 км, без того чтобы не сломаться! Особенно это относится к эксплуатации танка в зимних условиях.

3. Теперь, что касается гусениц и регулировке их натяжения. Строго говоря, нормальное натяжение осуществляется лишь в тот момент, когда гусеница слегка касается спереди второго катка. Однако на следующих этапах натяжение гусеницы дается адским трудом, поэтому у небрежных водителей гусеница зачастую недопустимо провисает.

4.  Переключать скорости следует с особой осторожностью. Чаще всего в танке приходится пользоваться третьей скоростью. В пяти случаях из семи коробка передач выходит из строя, поскольку третья скорость заедает или вовсе перестает переключаться. Летят зубцы шестеренок, и переключиться с третьей на следующую скорость становится невозможным. Если танк идет на второй скорости, то для переключения на третью требуется поддать газу, чтобы танк не заглох во время переключения (особенно если приходится двигаться по пересеченной местности или под уклон). В случае когда танк вдруг замедляет ход, ни в коем случае нельзя пытаться быстро переключить скорость. Такая ошибка может стоить капитальной поломки всей коробки передач. При движении по плохому грунту или во время подъема на гору рекомендуется двигаться на все той же, третьей, скорости.

5. По причине неправильного монтажа гусеницы «Пантер» и «Тигров» часто скользят или соскакивают со звездочки ведущего колеса. Порой чрезмерное натяжение гусениц столь велико, что их не удается ослабить даже путем снятия траков. В докладе сообщается, что в одном танковом батальоне проблема чрезмерного натяжения гусениц была решена лишь после того, гусеницу порвали, забросав гранатами. В докладе настоятельно рекомендуется не прибегать к этому радикальному способу решения проблемы, поскольку он легко может привести к потере танка.