«Тигр II» или «Королевский Тигр»

Производство «Тигра II» было начато одновременно фирмами «Хеншель» и «Вегманн» практически одновременно, однако уже с середины 1944 года фирма «Хеншель и сын АГ», выпускавшая и PzKpfw VI Ausf Е, почти полностью переключается на выпуск «Королевского Тигра».

Тигр-б танкПланировалось выпускать в месяц по 140 новых танков, однако, несмотря на все усилия производителей, реальные цифры оказались намного скромнее намеченных. Общее число произведенных «Королевских Тигров» колеблется между 485 и 489 (в отчетах фирмы «Хеншель и сын АГ» фигурирует цифра 487).

Танк Тигр-Б Королевский

В целом следует признать, что новый танк во многом превзошел самые смелые мечты Гитлера, а невысокие ходовые характеристики «Королевского Тигра» во многом компенсировались его мощной броней и вооружением.

Из всех танков, действовавших в период Второй мировой войны, он был, несомненно, самый тяжелый, самый хорошо защищенный и лучше всех вооруженный.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка PzKpfw VI Ausf В (SdKfz 182)

  • Дата создания 1944 года
  • Боевая масса (т) 68
  • Размеры (м): длина 10,3
  • ширина 3,76
  • высота 3,08
  • Вооружение: основное 1 х 88-мм пушка KwK 43 L/71 вспомогательное 2хС 7,92-мм пулемета MG34
  • Боекомплект: основной 72 выстрела
  • Бронирование (мм): максимальное 180 минимальное 25
  • Тип двигателя -Майбах» HL230 Р 30 (3000 об./мин)
  • Максимальная мощност ь (л.с.) 700
  • Экипаж 5 человек
  • Максимальная скорость (км/ч) 35
  • Запас хода (км) 170

Самый тяжелый и мощный немецкий танк периода Второй мировой войны.

Общее описание

Описание Королевского Тигра«Королевский Тигр» был танком нового типа, однако во многом сохранял базовые характеристики немецких танков: его силовая установка по-прежнему размещалась сзади, а ведущие колеса спереди; трое из пятерых членов экипажа располагались в просторной башне. Максимальная толщина броневого листа достигала 180 мм, причем листы устанавливались под большими углами наклона.

Корпус и башня были выполнены с использованием минимального количества броневых плит* различной толщины (шесть плит с толщиной от 180 до 25 мм).

Музейный Тигр-2К примеру, лобовая плита башни устанавливалась под углом 10° и имела толщину 180 мм, вертикальная лобовая плита корпуса имела угол наклона 50° и толщину 150 мм, толщина бортов башни и корпуса составляла 80 мм, а крыши и днища — 40 мм (обратите внимание, что бронирование днища «Тигра II» превышает максимальную толщину брони танков PzKpfw III и PzKpfw IV).

И корпус, и башня «Королевского Тигра» были сварными, что еще больше усиливало защиту машины.

Королевский Тигр -2На башнях производства фирмы «Хеншель и сын АГ» была установлена маска нового типа, дополнительно защищенная от попадания снарядом, рекошетирующих от башни. Внутреннее устройство и оснащение танка практически ничем не отличались от тех, что использовались на старом «Тигре» и «Пантере».

Именно в этом и заключался главный просчет конструкторов, поскольку танк получился очень тяжелым в управлении, а возросшая боевая масса привела к снижению мощности двигателя.

На «Королевском Тигре» использовался тот же двигатель Майбах HL 230 Р45, что и на поздних модификациях «Пантер», невзирая на существенную разницу в массе обоих танков.

Максимальная скорость «Королевского Тигра» при движении по шоссе составляла около 38 км/ч, а по пересеченной местности — 17 км/ч. На первый взгляд эти цифры выглядят вполне удовлетворительными, (особенно если сравнивать их с показателями скорости первого «Тигра»), однако не следует упускать из виду возросший вес танка.

Танк был тяжелым в управлении, требовал огромного количества топлива.

Расход топлива составлял почти 795 литров на 160 км, а на пересеченной местности расход топлива возрастал до 7 л на 1 км. За счет возросшей боевой массы снизилась надежность трансмиссии.

Ходовая

Ходовая танка Тигр-БКонструкция ходовой части в целом повторяла ту, что использовалась на «Тигре» PzKpfw VI Ausf Е. Единственное исключение состояло в том, что она удлинилась на один опорный каток на борт. Все опорные катки были цельнометаллическими с внутренней амортизацией.

Ширина боевых гусениц составляла 81 см (против 72,5 см на первых «Тиграх»), а транспортных — 66 см и 52 см соответственно. Верхние ветви гусениц прикрывались экранами, защищающими танк от кумулятивных снарядов.

Учитывая размеры танка, приходится признать, что необрезиненные стальные опорные катки стали лучшим выходом из создавшегося положения — попавшие в наши руки немецкие документы с неопровержимостью свидетельствуют о том, что применение необрезиненных катков вызвано именно нехваткой резины.

Орудие

Орудие танка Королевский ТигрСамым существенным отличием «Королевского Тигра» от «обычного» стала, конечно, 88-мм пушка KwK 43 L/71, длина ствола которой была увеличена до 71 калибра. Это была самая длинноствольная танковая пушка из всех когда-либо применявшихся в войсках вермахта.

Многие эксперты с обеих противоборствующих сторон были склонны считать ее самой мощной пушкой всего периода Второй мировой войны.

По дальности стрельбы и бронепробиваемости немецкая пушка превосходила практически все танковые орудия союзников. Орудие оснащалось монокулярным прицелом TFZ9d/l с трех-кратным либо шестикратным увеличением.

Пулеметы

«Королевский Тигр» вооружался тремя пулеметами: башенным MG-34, спаренным с танковым орудием; курсовым MG-34 в шаровой установке и зенитным пулеметом MG-42, размещенном в командирской башенке и предназначенном для отражения воздушных атак.

Башня

Танк Тигр - 2 башня

Тигр-2 с башней Хеншель

Огромной пушке требовалась мощная платформа, поэтому внутренний диаметр погона башни был увеличен до 1,85 м. В передней части башни было оставлено большое пространство для вынесенных вперед цапф, а также для свободного подхода заряжающего, подносящего длинные тяжелые снаряды (для сравнения: обычный артиллерийский выстрел с бронебойным снарядом для «Тигра I» весил 12,5 кг, а для «Тигра II» уже 16,4 кг).

Чтобы уравновесить колоссально утяжелившуюся переднюю часть башни, в задней ее части разместили боеукладки для 22 артиллерийских выстрелов.

Все это привело к еще большему возрастанию массы танка. «Королевский Тигр» с башней Porshe весил 68,43 тонны, а с башней «Хеншель и сын АГ» эта цифра увеличилась до 69,75 тонны.

Поворачивать такую башню было поистине нелегким делом. Стрельба велась с углами возвышения обстрела от — 8° до +15°, причем для подъема (или опускания) пушки на каждые 10° наводчику приходилось делать по 13 оборотов гидропривода.

Полный оборот башни осуществлялся за 19-77 секунд (в зависимости от числа оборотов главного двигателя, который приводил в действие привод вращения башни).

Поворот башни можно было осуществлять и вручную, для чего несчастному наводчику приходилось делать 704 (!) оборота маховика ручного привода. Чуть проще было заряжающему — ему требовалось сделать всего 680 оборотов своего маховика.

Не случайно среди танкистов родилась шутка, что экипажи «Тигров» гибнут от переутомления, а не от вражеских снарядов!

Боекомплект

Танк Тигр-2Боекомплект размещался вдоль стен башни, причем в башне Porshe он состоял из 78 выстрелов, а в башне «Хеншель и сын АГ» — из 84. Как и на первом «Тигре», в «Тигре II» использовались артиллерийские выстрелы, его снарядами были либо бронебойные (с бронебойным подкалиберным сердечником и баллистическим обтекателем или бронебойные подкалиберные с сердечником), либо осколочно-фугасные, но их начальная скорость и бронепробиваемость сильно возросли благодаря увеличившейся длине орудийного ствола.

Так, начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда стала составлять уже 1,018м/сек (у первого «Тигра» она не превышала 810м/сек.).

Люки

Тигер-б танк Германии, королевский тигрВ верхней части корпуса размещались эвакуационные люки водителя и стрелка-радиста, прямоугольный люк заряжающего находился на крыше башни, а командир и наводчик пользовались круглым люком в командирской башенке.

Кроме этого, в задней части башни имелся большой люк (52 см х 47,6 см) для загрузки снарядов и выброса отстрелянных гильз, который также можно было использовать и для экстренной эвакуации экипажа.

В этом же люке имелся небольшой лючок для стрельбы из стрелкового оружия. И еще одно, последнее, круглое отверстие (23 см в диаметре) с защитной крышкой находилось над казенной частью пушки для дополнительной вентиляции и удаления пороховых газов во время стрельбы.