Танки PzKpfw VI Тигр

Несмотря на то что уже в 1933-1934 годы немцы порой представляли свои Neubaufahrzeuge (Nbfz) («вновь построенные машины») как PzKpfw VI, это был не более чем удачный пропагандистский трюк.

На деле же работы по созданию нового тяжелого танка начались лишь в 1937 году. Фирма «Хеншель и сын АГ» получила заказ от Управления вооружений сухопутных войск на разработку тяжелого 30-33-тонного танка – танка прорыва.

Главной задачей нового танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, танк решено было вооружить 75-мм пушкой KwK 37, точно такой же, какой оснащались PzKpfw IV.

Вскоре были созданы два прототипа VK 6501, но едва их начали испытывать, как поступила новая директива – вернуться к предыдущему варианту (DW1). «Хеншель и сын АГ» представил усовершенствованный вариант нового танка, получившего обозначение DW2.

Taнк весил 32 тонны, был рассчитан на пятерых членов экипажа, снабжался торсионной подвеской пяти пар опорных катков и вооружался 75-мм гаубицей KwK 37 L/24 и двумя пулеметами MG-34. В 1941 году начались испытания.

В мае 1941 года поступает официальный правительственный заказ на новый танк, причем сроки ставятся самые жесткие – к следующему дню рождения Гитлера боевую машину нужно представить к испытаниям.танк тигр е

В условиях такого цейтнота фирма «Хеншель и сын АГ» принимает остроумное решение использовать в новом проекте все лучшие черты VK 3001 (Н) и VK 3601 (Н).

Стремясь предупредить желания фюрера, разработчики создают сразу два прототипа – «Н1», с 88-мм пушкой, и «Н2» с 75-мм.

В КБ «Порше», получившей аналогичный заказ, поступили примерно так же – довели до совершенства основные характеристики отвергнутого ранее проекта VK 3001 (Р).

Так появился на свет VК4501 (Р), или танк «Тигр» (Р). Новый танк Тигр имел боевую массу 57 тонн, экипаж из 5 человек, скорость – 35 км/ч.

Вооружение и башня фирмы «Крупп» были аналогичны машине конкурентов. Толщина лобовой брони башни и корпуса танка Тигр составляла 100 мм, бортовой брони – 80 мм.

Для серийного производства был выбран проект VK4501 (Н1). С конца июля – начала августа 1942  по май 1943  со сборочных линий фирмы «Хеншель и сын АГ» сошли 285 новых танков конструкции Э. Адерса.

Тигр Е

Так началось производство легендарных танков PzKpfw VI Tiger Ausf HI (SdKfz 181), которые впоследствии стали назваться «Тигр» PzKpfw VI Ausf Е или «Тигр I».

Тигр танк Е

Первое упоминание о новых немецких танках появилось в докладе службы научно-технической разведки Великобритании в феврале 1941 года.

В документе сообщалось о создании немцами нового 45-тонного танка Тигр с максимальной толщиной брони в 75 мм, двумя длинноствольными 20-мм орудиями и 4 пулеметами.

Сообщалось также, что длина нового танка составляет 36 футов, ширина – 10 футов, а высота – 6. Кроме того, машина способна развивать максимальную скорость 25 миль в час.

11 декабря 1942 года в немецкой прессе появились первые фотографии новых танков. Это были фотографии «Тигров» 501 -го тяжелого батальона, бодро шествующих по улицам Туниса.

Танк Тигр Хеншель

Тактико-технические характеристики тяжелого танка PzKpfw VI (Тигр) Ausf Е (SdKfz 181)

  • Дата создания 1942 год
  • Боевая масса (т) 57
  • Размеры (м):
  • длина 8,45
  • ширина 3,7
  • высота 293
  • Вооружение основное 1 х 88-мм пушка KwK 36 L/56 вспомогательное 2 х 7,92-мм пулемета MG34
  • Боекомплект: основной 92 выстрела
  • Бронирование (мм): максимальное 100 минимальное 25
  • Тип двигателя «Майбах» HL 210 Р 45 (3000 об./мин)
  • Максимальная мощность (л.с.) 650
  • Экипаж 5 человек
  • Максимальная скорость (км/ч) 38
  • Запас хода(км)140

Начиная с мая 1943 года в качестве силовой установки используется двигатель «Майбах» HL 230 Р45

Танк PzKpfw VI Тигр поступил на вооружение армии  осенью или зимой 1942 года. В январе 1943 года он появился в Северной Африке, затем – на Сицилии и Восточном фронте.

Боевая машина, получившая официальное обозначение PzKpfw VI (Н) (SdKfz 181), также известна под именем «Тигр Е». Проект данного танка принадлежит фирме «Хеншель и сын АГ».

Макет Тигра танкаТанк «Тигр» можно без преувеличения назвать самым мощным танком мира. Его боевая масса превышает 56 тонн. Танк вооружен 88-мм гаубицей, а максимальная толщина его брони (лобовой вертикальной плиты) составляет 102 мм.

Еще одним несомненным достоинством «Тигра» является его способность погружаться в воду на большую глубину (почти 3,9 метра).

В то же время гигантские размеры нового танка имеют свои минусы, к которым относятся трудности транспортировки и некоторое ограничение радиуса применения, связанное с огромным расходом топлива (по сведениям противника, расход составляет 7,77 л на 1 км при движении по шоссе).

Танк тигр на съемкахКачество исполнения превосходное, конструкторский проект воплощен в жизнь довольно свободно, что позволяет широко использовать для «Тигра» запчасти уже существующих танков с их минимальной переделкой.

Нельзя не отметить весьма остроумный способ стыковки бронированных плит, совершенно незаменимый в случае использования столь мощной брони.

Тяжелый танк Тигр макет танкаРазумеется, и здесь можно отметить несколько несущественных недостатков. В частности, ряд узлов и компонентов представляются неоправданно усложненными и вследствие этого чересчур трудоемкими и дорогими в производстве.

Плавающие Тигры


В начальный период производства были также выпущены «Тигры» со специальным оборудованием для подводного вождения (ОПВТ) — трубами-шнорхелями, позволяющими погружаться на глубину порядка 3,9 м и передвигаться под водой.



Двигатель Тигра


В качестве силовой установки на «Тиграх» первоначально использовался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» 210 Р45, который в мае



Ходовая Тигра


«Тигр» стал первым немецким танком с ходовой частью, опорные катки которой располагались в шахматном порядке. Первоначально опорные катки имели обрезиненные бандажи, на последних «Тиграх» замененные необрезиненными катками с внутренней амортизацией.



Броня Тигра


Для того чтобы танк Тигр мог выдержать отдачу огромной 88-мм длинноствольной пушки KwK 36, требовалось создать корпус из бронелистов максимально большого размера. 



Производство Тигра I


Танк «Тигр I» находился в производстве в течение двух лет (с августа 1942 года по август 1944 года). За этот период было выпущено 1354 боевые машины этой версии.