Ремонтно-эвакуационная машина

Ремонтно-эвакуационная машина Panzerbergewagen SdKfz 179. 

Создание специальных БРЭМ (бронированных ремонтно-эвакуационных машин) на базе «Пантеры» было обусловлено тем обстоятельством, что старые полугусеничные тягачи FAMO оказались не в состоянии буксировать тяжелые «Пантеры», не говоря уже о «Тиграх».

Ветераны рассказывали, что порой для транспортировки вышедших из строя новых танков приходилось использовать два, а то и целых три 18-тонных тягача FAMO.

«Тигры», несмотря на свой большой вес, практически мало использовались в качестве БРЭМ, зато на базе «Пантер» было создано около 350 тягачей.

Первая дюжина Bergepanther на шасси линейных «Пантер» была произведена фирмой МАИ в 1943 году.

Позже к выпуску гусеничных тягачей присоединились «Хеншель и сын АГ» и DEMAG. Для первых Bergepanther использовали шасси «Пантеры» Ausf D и корпус от Ausf А (впоследствии Ausf G).

Вместо башни и пушки на корпусе «Бергепантеры» монтировалась квадратная деревянная платформа, оснащенная лебедкой с тяговым усилием 40 тонн и тросом длиной 140 м.

Такой тягач мог буксировать грузы весом до 40 тонн.  На корме корпуса крепились два откидных упора-сошника, использовавшиеся в качестве упора, а также кран-подъемник, с грузоподъемностью 1,5 тонны, а на последних моделях даже до 6 тонн, служащий для погрузки и разгрузки тяжелого оборудования, главным образом, для демонтажа двигателя.

Bergepanther весила порядка 42,7 тонны и была рассчитана на 4-5 членов экипажа, хотя легко могла управляться двумя.

Максимальная скорость тягача не превышала 34 км/ч. Первоначально они вооружались 20-мм автоматической пушкой KwK 30, смонтированной на вертлюге, в последующем только 2 пулеметами.

В английских отчетах и рапортах органов технической разведки неоднократно указывалось, что Bergepanther является весьма эффективной и надежной БРЭМ.

Ремонтно-эвакуационная машина на базе среднего танка Пантера

 

Особого внимания, по мнению англичан, заслуживает простота конструкции и оборудования нового тягача (видимо, имелось в виду отсутствие непременных тяжелых стрел крана, сварочных аппаратов и пр.). Англичане провели тщательные испытания новой немецкой БРЭМ.

В частности, в ходе одного из испытаний Bergepanther предстояло буксировать тяжелый английский тягач, созданный на базе 40-тонного пехотного танка «Черчилль».

Для того чтобы максимально усложнить задачу, «Черчилль» поместили в глубокий овраг, уткнув носом в отвесную стенку высотой 1,8 м. Однако Bergepanther не подкачала. Вот как сообщается об этом в отчете:

«При помощи лебедки немецкая БРЭМ «Пантера» размотала трос и закрепила его в носовой части корпуса «Черчилля», скрепив с двумя его буксировочными тросами, на одном из которых был установлен динамометр. После этого «Пантера» уперлась своим сошником в землю. Безо всяких усилий она приподняла нос «Черчилля», а затем плавно вытянула его из траншеи.Число оборотов двигателя БРЭМ упало при этом до 700».