Истребитель танков Jagdpanzer V

Истребитель танков 8,8-см Jagdpanzer V («Ягдпантера»)  Самой удачной вариацией «Пантеры» стал, безусловно, грозный истребитель танков Jagdpanther SdKJ’z 173, который по праву считается лучшей машиной своего класса в военный период. Немцы создали множество различных САУ на шасси различных своих танков. К концу 1942 года стало очевидно, что наиболее эффективным вариантом является мощный истребитель танков, вооруженный орудием, способным пробивать броню большинства тяжелых неприятельских машин.

Истребитель танков Jagdpanzer V

В качестве такого орудия решено было использовать 88-мм длинноствольную пушку FlaK и ее противотанковый вариант РАК 43/L, которая к тому времени уже успела превосходно зарекомендовать себя в противотанковых войсках.

Однако неоднократные попытки немецких конструкторов пристроить это орудие на танковое шасси, неизменно заканчивались неудачей. Все ранние танки вермахта, включая Т-IV, были слишком легкими для новой пушки, к тому же они имели слабое бронирование.

В конце концов для этой цели было выбрано шасси VK 3002 (MAN) «Пантеры», и фирма МНХ получила заказ на создание первых самоходных истребителей танков. Уже 20 октября 1943 года первый прототип был продемонстрирован Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии и сразу же получил его горячее одобрение.

В январе следующего года истребитель танков «Ягдпантера» был запущен в серийное производство. Первоначально новое САУ собиралось в Брюнсвикских цехах фирмы МИАГ, потом к выпуску присоединился МНХ.

Обе фирмы продолжали производство вплоть до марта 1945 года, однако, несмотря на ускоренные темпы сборки, им удалось выпустить всего 382 САУ JagdpantherV.

Описание САУ

На шасси «Пантеры» Ausf А устанавливалась полностью бронированная безбашенная рубка переднего расположения, а в ней, в шаровой установке, монтировался пулемет MG.

Чтобы свести к минимуму переделки корпуса «Пантеры», лобовую плиту решили приподнять и продолжить вверх, до самой крыши. В результате крыша боевого отделения оказалась немного наклоненной вперед.

В рубке монтировалась 88-мм противотанковая пушка РаК 43/3 L/71. Лобовая броня истребителя танков имела толщину 80 мм, борта защищались 50-мм бронелистами, а корма — 40-мм и крыша — 25-мм. Литая маска пушки типа Sankopfblende («свиное рыло») имела 100-мм защиту.

Пушка проходила практически через всю боевую рубку. Она была снабжена перископическим прицелом.

Сау на базе пантеры

 

Угол вертикального наведения орудия составлял от -8° до +20°, зато наведение орудия по горизонтали могло осуществляться всего на 11° вправо-влево от центральной оси корпуса.

Такие характеристики предъявляли повышенные требования к командованию орудием и искусству водителя, который должен был быстро разворачивать корпус самоходки для обеспечения точного наведения пушки.

Длина «Ягд-пантеры» вместе с пушкой составляла 9,85 м, а боевая масса вместе с пятью членами экипажа доходила до 46 тонн. Самоходка могла развить максимальную скорость 46 км/ч при запасе хода 160 км.

Ягд Пантера бою

Ягд пантера в бою

На поле боя «Ягдпантера» была страшным оружием. В рапортах британской службы технической разведки сообщалось, что

«мощное 88-мм противотанковое орудие, прочная броня и целесообразное крепление броневых плит в сочетании с отличной системой управления и более чем достаточной скоростью позволяют назвать новую установку грозным истребителем танков. Все это заставляет предположить, что наряду с линейными «Пантерами» немцы в больших объемах будут производить и это новое орудие».

Вот цитата из еще одного доклада:

«Ягдпантера» представляет собой самоходное бронированное противотанковое орудие, которое может использоваться как для обороны, так и во время атаки. Во время атаки орудие сопровождает передовые части пехоты с целью подавить контратаку неприятеля.

В оборонительной позиции «Ягдпантера» усиливает противотанковую мощь своих подразделений, особенно, если находится на передовой позиции. Мощная броня позволяет использовать орудие на этих позициях, а высокая маневренность допускает применение самоходки на пересеченной местности»».

САУ Jagdpanther V поступали на вооружение только тяжелых противотанковых дивизионов РГК, состоявших из трех рот по 14 машин в каждой. Еще три истребителя приписывались штабу батальона.

Руководство вермахта распорядилось использовать новую технику исключительно для подавления танковых атак противника.

Самоходки в составе тяжелого противотанкового дивизиона должны были обеспечить быстрый успех на решающих направлениях, поэтому не допускалось распыление превосходной техники по отдельным частям.

Использование истребителей танков Jagdpanther V в отдельных взводах допускалось лишь в некоторых случаях, например, при штурме укрепленных позиций противника. Без крайней необходимости Jagdpanther V запрещалось также использовать в качестве неподвижных огневых точек или самоходных артиллерийских установок.

После того как Jagdpanther V исполняли свои боевые задачи, их необходимо было немедленно отвести в тыл для «техосмотра и ремонта».

Экипаж внутри самоходки Ягд Пантера

Тактико-технические характеристики истребителя танков 8,8-см Jagdpanzer V Jagdpanther (SdKfz 173)

  • Дата создания 1944г
  • Боевая масса (т) 46
  • Размеры (м): длина 9,9
  • ширина 3,42
  • высота 2,72
  • Вооружение основное 1 х 88-мм пушка РаК 43/3 L/71 вспомогательное 1 х 7,92-мм пулемет MG 34
  • Боекомплект: основной 57 выстрелов
  • Бронирование (мм): максимальное 100 минимальное 16
  • Тип двигателя Майбах 230Р 30(3000 об./мин)
  • Максимальная мощность (л.с.) 700
  • Экипаж 5 человек
  • Максимальная скорость (км/ч) 46
  • Запас хода (км) 200

Один из лучших истребителей танков, созданных за весь период Второй мировой войны.