Танки PzKpfw IV

pz-4 tank

 

11 января 1934 года, на заседании Управления вооружений вермахта были утверждены основные принципы вооружения танковых дивизий.

Вскоре после этого на свет появился прототип будущего танка PzKpfw IV, который в целях конспирации именовался уже знакомым нам определением «средний трактор» – Mittleren Tractor.

Когда необходимость в конспирации отпала и боевая машина стала открыто называться танком командира батальона – В atail-lonfuhrerswagen (BW).

Это наименование просуществовало вплоть до введения унифицированной системы обозначения немецких танков, когда BW окончательно превратился в средний танк PzKpfw IV.

Средние танки должны были служить для поддержки пехоты. Вес машины не должен был превышать 24 тонны, вооружить ее предполагалось короткоствольной 75-мм пушкой.

Общую компоновочную схему, толщину броневых листов, принцип размещения экипажа и прочие характеристики решено было заимствовать у предыдущего танка – PzKpfw III.

Работы по созданию нового танка начались в 1934 году. Фирма «Рейнметалл-Борзиг» первая представила фанерный макет будущей машины, а в следующем году появился настоящий прототип, получивший обозначение VK 2001/Rh.

PzKpfw IV Ausf Н танк

Прототип был выполнен из мягкой сварочной стали и весил приблизительно 18 тонн. Не успел он покинуть стены завода-изготовителя, как тут же был отправлен на испытания в Куммерсдорф.

Свои прототипы нового танка построили также фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и МАН. «Крупп» представил боевую машину, практически аналогичную предложенному ими ранее и отвергнутому  прототипу машины командира взвода.

После проведенных испытаний технический отдел танковых войск избрал для серийного производства вариант VK 2001/К, предложенный фирмой «Крупп», внеся незначительные изменения в его конструкцию. В 1936 году был построен первый прототип танка 7,5 см Geschiitz-Panzerwagen (VsKfz 618) бронированная машина с 75 мм пушкой (экспериментальный образец 618).

танк т-4 б

Первоначальный заказ составлял 35 машин, которые были выпущены заводами концерна «Фридрих Крупп АГ» в Эссене в период с октября 1936-го по март 1937 года.

Так началось производство самого массового немецкого танка, остававшегося на вооружении бронетанковых войск Третьего рейха вплоть до самого конца войны.

Своими высокими боевыми характеристиками средний танк  PzKpfw IV всецело обязан конструкторам, которые блестяще справились с задачей усиления бронирования и огневой мощи танка без внесения существенных изменений в базовый проект.

Всего за период по март 1942 года было выпущено 1300 «четверок» ранних Ausf (от А до F2).

j 4 pz

PzKpfw IV  называют основным танком вермахта. Более 8500 «четверок» составляли основу танковых войск вермахта, его главную ударную силу.

PzKpfw IV Ausf D


Танки следующей модели - PzKpfw IV D — получили усовершенствованную конструкцию маски пушки. Практика использования танков вынудила вновь вернуться к первоначальной



PzKpfw IV Ausf С


Танки ПЗ-4 версии С появились в 1938 года и очень мало отличались от машин Ausf В. Внешне эти танки так похожи,



PzKpfw IV Ausf В


Следующая модификация — PzKpfw IV В — отличалась усовершенствованным двигателем «Майбах» HL 120 TRM, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин и новой шестискоростной коробкой передач



Танк PzKpfw IV Ausf А


Танк PzKpfw IV Ausf А стал образцом для создания всех последующих модификаций. Вооружение нового танка состояло из 75мм пушки KwK 37 L/24, спаренной с башенным пулеметом,