На базе PzKpfw IV

Небольшое количество Т-4  Ausf D (чуть более 40 единиц) во время подготовки к высадке десанта на побережье Англии были преобразованы в Tauchranzer IV (плавающие танки). После того как операция «Морской лев» была отложена, эти танки поступили в распоряжение 18-й танковой бригады и в числе других таких же машин использовались летом 1941 года при форсировании реки Буг в составе 18-й и 3-й танковых дивизий.

плавающий танк пз-4

 

Конструкция «плавающего танка» на базе PzKpfw IV практически ничем не отличалась от такого же танка на базе «тройки» (здесь).

мостоукладчик на базе танка пз-4

Двадцать «четверок» Ausf С и D были переделаны фирмами «Крупп» и Magirus в танки-мостоукладчики (Bruckenleger IK), с мостами длиной 9 м. и грузоподъемностью 28 тонн.

мостоукладчик пз-4

В августе 1940 года фирма Magirus предприняла попытку переоборудовать два танка PzKpfw IV Ausf С в штурмовые мосты (Jnfanterie Sturmsteg), предназначавшиеся для преодоления пехотой фортификационных препятствий.

Вместо башни на этой машине монтировался раздвижной мост, конструктивно аналогичный пожарной раздвижной лестнице.

штурмовой мост пз-4

Шасси «четверки» без башни использовались для изготовления машин — подвозчиков боеприпасов (Muvitionsschlepper) и произведения инженерных работ (БРЭМ).

транспортер боеприпасов германия пз-4

транспортер с газовыми баллонами

Кроме этого, на базе PzKpfw IV Ausf F были созданы два прототипа гусеничных паромов-амфибий (Panzerfabre), которые никогда не были запущены в производство.

паром на базе пз-4

Командирский танк и танк на базе PzKpfw IV.

командирский танк ПЗ 4

 

Командирских машин Panzerbefehlswagen IV на базе «четверок» было создано гораздо меньше, чем на базе танков PzKpfw III. Их начали производить лишь с марта 1944 года, когда недостаток командирских машин с адекватным бронированием заставил немцев спешно переоборудовать для этих целей часть линейных танков PzKpfw IV Ausf Н.

Собственно командирских машин Panzerbefehlswagen IV (SdKfz 267) за период лето-осень 1944 года было выпущено всего около 100 единиц.

Как и другие командирские танки, эти машины снабжались макетом пушки, дополнительной радиостанцией FuG 7 (обслуживаемой заряжающим) и мощной антенной.

Машины PzKpfw IV Ausf J были выбраны в качестве базы для создания машин-корректировщиков артиллерийского огня. Они оснащались дополнительной радиостанцией FuG 7 и выдвижным перископом-дальномером TSF 1. Такие танки создавались в период со второй половины 1944 года и по март 1945 года. Главным назначением этих машин (Panzerbeobachtungswagen IV) было обеспечение надлежащей связью артиллерийских офицеров.

Зенитные самоходные установки. Если в начале Второй мировой войны гитлеровская Германия имела неоспоримое преимущество в воздухе, то уже после первых военных лет она начала его безвозвратно утрачивать.

мёбелваген зенитка германии на базе танка пз-4

 

Поправить положение могло только незамедлительное создание мощной зенитной артиллерии для борьбы с вражескими самолетами. Особое место здесь принадлежало самоходным зенитным артиллерийским установкам, которые с успехом использовались мотоколоннами.

На шасси «четверки» были созданы четыре основных варианта самоходных зенитных установок.

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) Wirbelwind (Elakpanzer IV/3), защищенная почти 16-мм броней, оказалась намного эффективнее ЗСУ Mobelwagen, которая при откинутых бортах башни оказывалась слишком уязвимой для противника.

ЗСУ Ostwind I обладала мощной бронезащитой (25 мм), однако вначале она оснащалась лишь одним 37-мм длинноствольным (60 калибров) орудием, что сразу снижало ее эффективность.

Что касается двух ЗСУ Elakpanzcr IV Kugelblitz, то они оба поступили в резервно-учебный батальон зенитной артиллерии, дислоцировавшийся на полигоне Ордурф в Тюрингии.

30 мм зенитка на базе пз-4

Кроме вышеперечисленных машин, в стадии разработки находилась также самоходная зенитная установка со счетверенными 20-мм орудиями, установленными в башне, аналогичной Mobelwagen.

тральщик мин

Минный тральщик на базе танка ПЗ-4