Танки PzKpfw IV

pz-4 tank

 

11 января 1934 года, на заседании Управления вооружений вермахта были утверждены основные принципы вооружения танковых дивизий.

Вскоре после этого на свет появился прототип будущего танка PzKpfw IV, который в целях конспирации именовался уже знакомым нам определением «средний трактор» – Mittleren Tractor.

Когда необходимость в конспирации отпала и боевая машина стала открыто называться танком командира батальона – В atail-lonfuhrerswagen (BW).

Это наименование просуществовало вплоть до введения унифицированной системы обозначения немецких танков, когда BW окончательно превратился в средний танк PzKpfw IV.

Средние танки должны были служить для поддержки пехоты. Вес машины не должен был превышать 24 тонны, вооружить ее предполагалось короткоствольной 75-мм пушкой.

Общую компоновочную схему, толщину броневых листов, принцип размещения экипажа и прочие характеристики решено было заимствовать у предыдущего танка – PzKpfw III.

Работы по созданию нового танка начались в 1934 году. Фирма «Рейнметалл-Борзиг» первая представила фанерный макет будущей машины, а в следующем году появился настоящий прототип, получивший обозначение VK 2001/Rh.

PzKpfw IV Ausf Н танк

Прототип был выполнен из мягкой сварочной стали и весил приблизительно 18 тонн. Не успел он покинуть стены завода-изготовителя, как тут же был отправлен на испытания в Куммерсдорф.

Свои прототипы нового танка построили также фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и МАН. «Крупп» представил боевую машину, практически аналогичную предложенному ими ранее и отвергнутому  прототипу машины командира взвода.

После проведенных испытаний технический отдел танковых войск избрал для серийного производства вариант VK 2001/К, предложенный фирмой «Крупп», внеся незначительные изменения в его конструкцию. В 1936 году был построен первый прототип танка 7,5 см Geschiitz-Panzerwagen (VsKfz 618) бронированная машина с 75 мм пушкой (экспериментальный образец 618).

танк т-4 б

Первоначальный заказ составлял 35 машин, которые были выпущены заводами концерна «Фридрих Крупп АГ» в Эссене в период с октября 1936-го по март 1937 года.

Так началось производство самого массового немецкого танка, остававшегося на вооружении бронетанковых войск Третьего рейха вплоть до самого конца войны.

Своими высокими боевыми характеристиками средний танк  PzKpfw IV всецело обязан конструкторам, которые блестяще справились с задачей усиления бронирования и огневой мощи танка без внесения существенных изменений в базовый проект.

Всего за период по март 1942 года было выпущено 1300 «четверок» ранних Ausf (от А до F2).

j 4 pz

PzKpfw IV  называют основным танком вермахта. Более 8500 «четверок» составляли основу танковых войск вермахта, его главную ударную силу.

Истребители танков


На базе шасси PzKpfw IV было создано более 3500 боевых истребителей танков (Panzerjager).  Прототип штурмового орудия на базе танка PzKpfw IV



На базе PzKpfw IV


Небольшое количество Т-4  Ausf D (чуть более 40 единиц) во время подготовки к высадке десанта на побережье Англии были преобразованы в Tauchranzer IV (плавающие танки). После того как операция «Морской лев»



Двигатель и трансмиссия


На первые варианты PzKpfw IV ставили тот же двигатель, что и на танки серии PzKpfw III, — 12-цилиндровый «Майбах» HL 108 TR мощностью 250 л.с, которому требовался бензин с октановым числом 74.



Вооружение


На танках PzKpfw IV Ausf А — F1 устанавливалась короткоствольная 75-мм пушка KwK 37 L/24 с длиной ствола 24 калибра, вертикальным затвором и начальной скоростью снаряда, не превышающей 385 м/с.



Броня ПЗ-4


Толщина брони танка ПЗ-4 (PzKpfw IV) постоянно увеличивалась. Лобовая броня Т-4 сваривалась из катаных бронелистов с поверхностной цементацией и обыкновенно была толще и прочнее бортовой. Дополнительная защита при помощи броневых плит не применялась вплоть до создания танка Ausf D.



Корпус и башня Pz-4


 Корпус и башня танка Pz-4 были сварными. С каждой стороны башни для посадки и высадки членов экипажа находились эвакуационные люки.



PzKpfw IV Ausf Н и J


Самой массовой серией стал танк PzKpfw IV Ausf Н, их было выпущено более 4000 единиц, включая различные самоходные орудия, созданные на шасси Т-4 («четверки»).



PzKpfw IV Ausf G


Следующей крупносерийной версией стал танк PzKpfw IV Ausf G. С мая 1942-го по июнь 1943 года их было создано намного больше, чем машин предыдущих модификаций, более 1600 единиц.



PzKpfw IV Ausf F1 и F2


Следующим вариантом стал танк PzKpfw IV Ausf F1. Эти танки имели цельную лобовую плиту толщиной 50 мм и 30-мм борта. Лоб башни также получил 50-мм броню. Данный танк стал последней моделью,



PzKpfw IV Ausf E


Вскоре на свет появилась долгожданная «четверка» PzKpfw IV Ausf E, в конструкции которой были учтены все выявленные ранее недостатки PzKpfw IV Ausf D. Прежде всего, это относилось к усилению бронезащиты.