Танки PzKpfw III

К середине 30-х годов командование вермахта пришло к окончательному выводу, что Третьему рейху и панцерваффе нужны два основных типа танков – легкие и средние.

танк пз-3 тройка

При этом базу бронетанковых войск должны были составить легкие маневренные танки, вооруженные 20-мм орудием.

Более тяжелым и медленным машинам, защищенным утолщенной броней, отводилась роль основной силы ближнего боя.

Предполагалось, что легкие танки будут вести борьбу с боевой техникой противника и использоваться в разведывательных целях, а средние машины сосредоточатся на задаче уничтожения глубоко эшелонированных противотанковых средств врага.

Однако первый же опыт боевых действий внес существенные коррективы в эти расчеты.

На повестку дня встал вопрос о незамедлительном создании принципиально новой боевой машины, которая соединяла бы в себе маневренность легкого танка с усиленной бронезащитой и боевой мощью среднего.

43254 pzsvyaz
sdwd qwerf3

 


Новому танку требовалось орудие, способное поражать большинство вражеских боевых машин и противотанковых орудий. По замыслу Гудериана, начальника штаба инспекции бронетанковых войск, таким орудием могла бы стать 50-мм длинноствольная пушка, но Управление вооружения сухопутных войск, ссылаясь на принятые стандарты пехотных противотанковых орудий, настаивало на сохранении 37 мм калибра.

пз-3 в тунисе

Все попытки Гудериана убедить командование в том, что поражение толстой брони вражеских машин требует гораздо более мощного вооружения, оказались тщетными – «отцу немецких танков» пришлось уступить.

танк пз-3

Единственное, на чем ему удалось настоять, так это на увеличении радиуса погона башни. Таким образом, сохранялась база для будущего оснащения танка более мощным вооружением.

Также было решено, что новый средний танк (который с 1936 года стал обозначаться как Zugfiibrersiuagen – боевая машина командира взвода, позднее эта машина получила новое название – средний танк PzKpfw III) по всем основным параметрам должен походить на более тяжелый танк командира батальона.

Это означало, что танк первоначально был рассчитан на пять человек экипажа (командир, стрелок из башенного орудия, заряжающий, механик-водитель и стрелок-радист, обслуживающий курсовой пулемет).

Командир размещался между стрелком и заряжающим в башне, его место было чуть приподнято и оснащено приборами наблюдения за полем боя. Связь с остальными членами экипажа осуществлялась при помощи специального микрофона, соединенного с танковой рацией.

В 1935 году, после разработки базового проекта, военно-промышленные концерны «Фридрих Крупп АГ», «Рейнметалл-Борзиг», МАН, Daimler-Benz получили заказ на производство прототипа будущего среднего танка.

прототип танка т-3

Год спустя, по результатам испытаний, специальной комиссией был отобран проект фирмы «Даймлер-Бенц АГ». В 1936 г. появляется первая модификация нового танка – SdKfz 141 (PzKpfw III Ausf А) или /ZW (Zugfilwersitageti – машина командира взвода).

В период между 1936 -1937 годами «Даймлер-Бенц АГ» производит 10 опытных танков этой модификации.

Фирма Daimler-Benz выпустила 15 танков PzKpfw 3 Ausf А так называемой нулевой серии.

PzKpfw III Ausf L


Со второй половины 1942 года начинается производство танков PzKpfw III Ausf L. В период с июня по декабрь этого года было создано 650 таких боевых машин. По сравнению с предыдущими вариантами новые танки имели усиленное бронирование



PzKpfw III Ausf J


Следующим серийным вариантом «тройки» стал средний танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1). Этих машин было произведено гораздо больше, чем всех предыдущих — 2616 единиц за период с марта 1941 года по июль 1942 года. Первоначально танки этой модификации



PzKpfw III Ausf H


В октябре 1940 года разворачивается серийное производство «троек» Ausf Н (PzKpfw III Ausf H). Эти танки имели усовершенствованную конструкцию башни с усиленной бронезащитой,



PzKpfw III Ausf G


Семь крупных танкостроительных предприятий — МАН, «Даймлер-Бенц», «Алкетт», «Хеншель», «Вегманн», МНХ, МИАГ получают правительственный заказна производство 600 усовершенствованных



PzKpfw III Ausf Е и Ausf F


Первой моделью «тройки», запущенной в массовое производство, стал PzKpfw III Е. 96 боевых машин этой модификации получили усиленную лобовую броню (до 30 мм), более мощный двигатель («Майбах» HL 120 TR) и улучшенную конструкцию ходовой



PzKpfw III Ausf D


Четвертая экспериментальная партия танков Ausf D (3b/ZW) насчитывала 30 единиц и отличалась незначительными усовершенствованиями в подвеске. От модели С



PzKpfw III Ausf С


На следующих 15 экспериментальных танках 3/ZW, или PzKpfw III С ходовая часть осталась прежней, зато существенно улучшилась подвеска.



PzKpfw III Ausf В


Вторая опытная партия состояла из 15 единиц и была произведена «Даймлер-Бенц АГ» в 1937 года Эти танки получили обозначение 2/ZW, или PzKpfw III В. Они имели совершенно новую подвеску, состоявшую на сей раз из 8 сдвоенных маленьких опорных катков (на борт), сгруппированных по двое в тележки,



PzKpfw III Ausf А


Вооружение новой боевой машины танк  PzKpfw III Ausf А состояло из все той же 37мм пушки KwK L/46,5 и трех пулеметов — причем два спаренных MG-34 располагались в башне, а третий — в корпусе. Если конструкция корпуса и башни