БРЭМ — бронированные ремонтно-эвакуационные машины

Была предпринята попытка переоборудования средних танков Т-3«троек» в БРЭМ — бронированные ремонтно-эвакуационные машины. Кроме этого существовали «тройки»-тягачи (Schlepper III) и небольшие партии саперных танков для проведения инженерных работ (Pionierpanzer III). Приспосабливаясь к условиям снежной русской зимы и хронического бездорожья, спецмашины, предназначенные для Восточного фронта, выпускались с увеличенной шириной гусениц.

машина брем 3 на базе танка т-3

В условиях России применение широких гусениц стало жизненной необходимостью для бронетанковых сил. В феврале 1952 года в военном департаменте были подведены итоги влияния климатических условий на эффективность применения танковых войск.

 Одним из самых существенных технических недостатков немецких танков, выявленных на Восточном фронте, были слишком узкие гусеницы. Они скользили и вязли в снегу, а из-за слишком маленького клиренса танки то и дело садились на днище. В то же время советские танки Т-34,  KB-1 благодаря широким гусеницам и большому клиренсу, с легкостью шли даже по глубокому рыхлому снегу.

Опыт первой русской зимы заставил немцев срочно снабдить свои танки более широкими гусеницами.

Это, несомненно решало проблему продвижения по снегу, однако танки с широкими гусеницами не помещались на немецкие стандартные железнодорожные платформы и понтонные мосты.

Перед русскими такой проблемы не стояло — их танки с широкими гусеницами выпускались согласно утвержденным стандартам и полностью соответствовали как железнодорожной колее,так и платформам и мостам.

tankbrem3

В декабре 1942 года, когда 6-я армия уже попала в кольцо под Сталинградом, немцы предприняли попытку из остатков своих сил создать оборону в излучине Дона между устьем реки Чир и районом Вешенский, что позволило несколько задержать беспрепятственно продвигавшегося противника.

Однако в районе реки Чир, именно из-за широких «зимних» гусениц, немецкие бронетанковые части попали в критическое положение, потратив почти 12 часов драгоценного времени на переправу через Дон.

Широкие гусеницы делали невозможным использование понтонов, так что механикам пришлось ночью, в полной темноте, на морозе, полностью снимать гусеницы, переправлять танки и снова монтировать гусеницы.

Кроме этих машин, на базе шасси PzKpfw III существовали также прототипы танка-тральщика минных полей (Minenraumpanzer III) и варианта переделки линейного танка в броневагон.