Описание

Танк PzKpfw 38(t) Ausf А имел боевую массу 9,4 тонны, был рассчитан на четырех человек экипажа (командир-стрелок, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Основное вооружение -37-мм полуавтоматическая противотанковая пушка «Шкода» (немецкое обозначение — 37-мм KwK 37(t).

Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов ZB-53, один из которых размещался в башне независимо от пушки, а второй, курсовой, — в лобовой части корпуса. Пулемет, расположенный в башне, обслуживался заряжающим и мог вести огонь как одновременно с пушкой, так и самостоятельно.

Второй пулемет был закреплен за радистом, а в особых случаях из него вел огонь водитель.

Толщина брони составляла 25 мм в лобовой части корпуса и башни, 15 мм — на корме и по бортам, 10 мм — крыша танка.

В качестве силовой установки танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем «Прага» ЕРА с жидкостным охлаждением и мощностью 125 л. с. при 2200 об./мин, планетарной коробкой передач и двухступенчатым механизмом поворота. PzKpfw 38(t) развивал максимальную скорость 40 км/ч при запасе хода в 250 км.

Ходовая часть (с одного борта) состояла из четырех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных по два, на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэллиптических листовых рессорах. В передней части корпуса находились ведущие колеса, а в задней — колесо натяжения гусеницы.

В верхней части подвески располагались еще два сдвоенных маленьких поддерживающих катка. Стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов. Управление танком облегчала удобная пятискоростная коробка передач «Прага — Вильсон».

Башня PzKpfw 38(t) не имела силового привода, поэтому перемещение пушки в вертикальное положение, а также поворот башни осуществлялись вручную. Для управления огнем командир танка имел в своем распоряжении перископ и телескопический прицел тип 2.6. Стрельба велась с углами склонения/возвышения от — 10° до +25°. Командир танка располагал также командирской башенкой с четырьмя смотровыми щелями, место командира оборудовалось перископом.

Радиостанция Fu 5 размещалась слева в передней части корпуса. Поскольку конструкцию танка пришлось приспосабливать для размещения дополнительного члена экипажа, отсек для радиста оказался крайне тесным и неудобным. PzKpfw 3 8 (t) Ausf А имел штыревую трехметровую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности 5 км, и дополнительную поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса.

Система внутренней связи в танке не была предусмотрена, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи цветных лампочек (красной, зеленой и синей) и соответствующих кнопок. Впоследствии эти кнопки покрасили в цвета сигналов, чтобы можно было осуществлять связь в темноте.

Рекомендуемое положение членов экипажа

I вариант

Командир — заряжающий — располагается в правой части башни

Стрелок-радист — радиостанция — в кормовой нише башни

Стрелок из башенного пулемета Механик-водитель

II вариант

Командир располагается в левой задней части башни Стрелок — впереди

Радист — заряжающий (радиостанция в кормовой нише башни при отсутствии танковой пушки)

Механик-водитель

Слабое бронирование танка зачастую приводило к тому, что эти танки нередко встречались брошенными у дорог в разбитом состоянии