Маневренность и проходимость «Тигра»

Широкие гусеницы танков «Пантера» и «Тигр» позволяют им намного лучше двигаться по пересеченной местности, не обращая внимание на снег и грязь, что не могут делать «Шерманы» из-за своих узких гусениц. Клювовидные насадки на гусеницы «Шерманов» полностью не решают вопроса и не позволяют американским танкам сравниться в проходимости с немецкими. Немецкие танки «Тигр» и «Пантера» намного превосходят «Шерманы» по маневренности.

Довольно высокая крейсерская скорость немецких танков позволяет им выдвигаться на позиции и отрываться от преследования благодаря бесшумной работе двигателя, в отличие от шумного мотора, установленного на»Шермане».

Способность танка двигаться по рыхлой почве не зарываясь зависит от множества факторов. Главную роль здесь играет удельное давление на грунт — частное от деления массы танка на опорную площадь гусениц. Тяжелый танк должен иметь более широкие и длинные гусеницы. Конструкторы при создании танка должны оснастить машину максимально широкими и длинными гусеницами, чтобы в как можно большей степени уменьшить удельное давление на грунт. Также очень важно равномерно распределить нагрузку по длине гусеницы, чтобы танк мог «плавать» по поверхности почвы. «Тигры» имели широкие гусеницы с большой опорной длиной, поэтому несмотря на свою большую массу характеризовались относительно малым удельным давлением на грунт.

Другой фактор, влияющий на проходимость танка, — равномерное распределение массы на гусеницы. Перегрузка спереди, сзади или сбоку увеличивает удельное давление на грунт в этом месте и может вызвать зарывание танка в мягкую землю. Если это происходит, танк теряет ход. «Тигры» были довольно хорошо уравновешены.

Третий фактор — сцепление гусениц с почвой. Рисунок на гусеничных траках «Тигра» обеспечивал хорошее сцепление гусениц с грунтом и практически исключал пробуксовку.

Наконец, большая часть мощности двигателя расходуется на перемешивание грязи или песка при движении танка. Отношение мощность/масса и конструкция подвески позволяла «Тиграм» двигаться по грязным полям Западной Европы со значительно большей скорости, чем это делали более легкие танки союзников. «Тигры» постоянно удивляли американских танкистов своей способностью без труда преодолевать поля, на которых «Шерманы» безнадежно увязали.

Совершенная (даже по сегодняшним меркам) торсионная подвеска «Тигров» обеспечивала большой ход опорным каткам. Устойчивость танка при движении по пересеченной местности была достаточно велика, благодаря значительной длине танка.

Однако «Тигры» имели и свои недостатки. Немцы всегда меньше внимания уделяли механической надежности своей техники и, как результат, всегда несли заметные потери из-за технической неисправности танков. Немецкие танки вступали в бой едва сойдя с чертежных досок. Личное участие Гитлера и его приказ как можно быстрее начать боевое применение «Тигров» также затрудняли доводку конструкции. В результате «Тигры» имели большое количество «детских болезней» ходовой части, заставляя конструкторов вносить в устройство танка множество последовательных изменений, в попытке улучшить «сырой» танк.

Запас хода «Тигров» ограничивался примерно 150 километрами. Столь скромный запас хода объяснялся значительной массой машины, большой мощностью двигателя и ограниченного объема топливных баков. При движении по пересеченной местности, запас хода «Тигров» сокращался до 60 км.