Тяжелый танк Maus «Мышонок».

«Гигантским отпрыском фантазии Гитлера и его свиты» с раздражением назвал Гудериан танк «Мышонок», который при рождении получил более соответствующее своим размерам имя — «Мамонт».

Гитлер попросил Порше заняться разработкой проекта шасси под 128-мм или 150-мм орудие. По мысли фюрера, это должна быть САУ с вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом и исключительно прочным бронированием (200 мм лобовая броня корпуса; 180 мм бортовая; 240 мм — лоб башни и 200 мм — борта башни).

Порше хотел опробовать на новой машине дизельный двигатель воздушного охлаждения, однако эта идея встретила резкие возражения Шпеера. Военный министр не хотел терять драгоценное время на эксперименты с дизелями, поэтому предложил Порше использовать авиационный двигатель фирмы «Даймлер-Бенц АГ». Вопреки обыкновению, Порше не получил от фюрера никаких строгих указаний относительно веса, конструкции и силуэта будущего танка, что давало ему необычайно большой простор для творчества.

Возможно, таким образом Гитлер хотел утешить своего друга, только что потерявшего выгодный заказ на производство «Тигров».

Работа над проектом продвигалась довольно быстро. Пользуясь свободой рук, предоставленной фюрером, Порше вновь обратился к идее использования электрической трансмиссии, которая была уже дважды отклонена военными и конструкторами по причине острого дефицита меди. В отчете об этом говорится следующим образом: «Порше заявил, что на этот раз будет настаивать на применении электротрансмиссии, поскольку считает ее единственной возможностью облегчить управление сверхтяжелой машиной». В целом можно сказать, что танк «Мышь» образец 205 во многом стал усовершенствованной версией отвергнутого ранее проекта VK 4501 «Тигра» (Р), хотя были и некоторые отличия.

Во-первых, поскольку решено было оснастить танк одним двигателем (а не двумя, как было в проекте), пришлось решать вопрос о новом размещении генераторов. В конце концов Отто Цадник (главный конструктор электрооборудования фирмы) предложил использовать один двигатель внутреннего сгорания, приводящий в действие один спаренный генератор вместо двух. Во-вторых, применение электрической трансмиссии заставило полностью заменить все электрооборудование. Когда Порше и Цадника спрашивали, зачем им вообще потребовалось внедрение этого новшества, они обычно отвечали, что старались сделать свой танк как можно более простым в управлении.

Действительно, водители «Тигра» часто жаловались на то, что, когда они переводили рычаги на первую скорость, танк вел себя, будто стоял на нейтралке, тогда как на «Мышонке» все схватывалось с первого раза.

16 июля «Даймлер-Бенц АГ» прислал в Штутгарт готовый мотор DB 509. Вскоре состоялись испытания, руководил которыми профессор Камм. Для танка  «Крыса» пришлось использовать несколько модифицированный авиационный двигатель.

Необходимые изменения были вызваны прежде всего необходимостью использования силовой установки в перевернутом положении, а также стремлением максимально сократить расход топлива. Его испытания прошли успешно, однако было принято решение создать еще один прототип «Мышонка», для которого «Даймлер-Бенц АГ» пообещал разработать дизельный двигатель, преобразованный из дизеля для подводных лодок Daimler-Benz AG MB 517.

В начале августа фирма «Алкетт» должна была приступить к сборке «Мышонка», однако не прекращавшиеся бомбардировки союзной авиации помешали фирме «Крупп» уложиться в поставленные сроки и вовремя представить корпус и башню. Своей кульминации «сага о «Мышонке» достигла 27 октября 1943 года, когда на встрече с Порше и Рабе министр вооружения Шпеер заявил, что правительство отныне не считает немедленный выпуск нового танка государственной задачей, хотя и не будет препятствовать продолжению работы над этим проектом. Это был настоящий удар, перечеркивающий годы упорного труда… Производители не могли смириться с этим, тем более что в производстве находилось уже два проекта («Маус» 205/1, с двигателем DB 509 и «Маус» 205/II с двигателем MB 517), а стадии частичного изготовления достигли девять машин.

Всего же планировалось выпустить 150 сверхтяжелых танков «Мышат».

В середине сентября «Крупп» наконец представил первую башню, а в декабре 1943 года первый прототип «Мышонка» образец 205/1 прошел испытания на фирме «Алкетт», причем вместо башни пришлось пока использовать 55-тонный груз. Производственные испытания прошли успешно, поэтому танк решено было отправить на полигон в Бёблинген под Штутгартом. Танком управлял механик-водитель — испытатель КБ «Порше», Карл Генсбергода

Если не считать мелких неполадок в ходовой части, испытания прошли довольно успешно. Всего было выявлено три более-менее существенные проблемы: перегрев вертикальной зубчатой передачи между двигателем и генератором; изменение полярности в электрической цепи вспомогательного генератора, предназначенного для питания обмоток возбуждения главных генераторов и сильное окисление трубопровода, изготовленного из некачественного материала. Первые две неполадки были легко устранимы, однако переделать трубопровод не представлялось возможности из-за острой нехватки материалов. Водитель очень высоко оценил ходовые качества машины, заявив, что ее легко можно развернуть даже вокруг своей оси. Танк испытывали на самом разнообразном грунте — на снегу, на льду, по грязи и на дороге с препятствиями.

В отчете говорится, что «по утверждению независимых экспертов, ранее присутствовавших на испытаниях других немецких танков, ходовые качества «Мышонка» не уступают аналогичным у «Пантеры». При движении по твердому грунту танк развивал максимальную скорость 13 км/ч.

После испытаний Порше предали желание Гитлера, чтобы танк был полностью (с башней и орудием) готов к июню 1944 года 20 марта на полигоне в Бёблингене появился «Мышонок» 205/II, однако пока без двигателя и башни. Башня была установлена лишь 9 мая, аидвигателя пришлось ждать гораздо дольше. Испытателям новый танк понравился даже больше предыдущего, что, скорее всего, объяснялось существенно уменьшившимся весом башни (50,5 тонны вместо прежних 55).

В октябре 1944 года «Мышонок» 205/1 был отправлен на испытательный полигон в Куммерсдорф. Примерно в это же время в Бёблинген доставили долгожданный дизель Даймлер -Бенц MB 517 для танка «Маус» 205/II. Сроки поджимали, поэтому приказом Верховного командования вермахта в начале ноября  Мышонок II, без всяких предварительных испытаний доставили в Куммерcдорф.

По прибытии двигатель попробовали завести, и он тут же вышел из строя — из-за плохой центровки с генератором лопнул карданный вал.

Новый двигатель был готов лишь в середине марта 1945 года Порше еще успел послать механиков для установки двигателя, и они успешно справились с работой, однако до испытаний дело уже никогда не дошло. Итак, на момент окончания войны Германия располагала танком «Мышонок» 205/1 с карбюраторным двигателем «Даймлер-Бенц» 509, оснащенным 128-мм и 75-мм орудием и полностью прошедшим испытания, и неиспытанным танком «Мышонок» 205/II с дизельным двигателем MB 517. Оба танка находились в Куммерcдорфе и оба, не дожидаясь подхода советских войск, были взорваны немцами.

Однако после войны появились сообщения о том, что один из этих танков на самом деле находится в Советском Союзе, в каком-то танковом музее.