Тяжелый танк Е 100

Танк Е 100 должен был весить где-то в районе 110 тонн, а его внешний вид в целом напоминать «Тигр» В, однако имеются и некоторые отличия: (1) возросшая длина и ширина; (2) увеличенная толщина броневых плит; (3) более широкие гусеницы; (4) новая конструкция ходовой части. Были обнаружены следы разработки сверхтяжелого танка Е 100:

Торсионные рессоры отсутствуют. Проведены поиски пружинных рессор, которые, предположительно, использовались вместе с гидравлическими амортизаторами… Основные части танка (орудие, башня, подвеска и передние колеса) отсутствуют.

Танк Е 100, фрагменты которого были обнаружены американцами, был первой боевой машиной новой экспериментальной серии (так называемой серии Е), которая с 1943 года разрабатывалась под непосредственным руководством министерства вооружения и военной промышленности. Одной из целей проекта было частичное подключение к выполнению заказов потенциала автомобильных фирм, до сих пор не принимавших участия в танкостроении. Пробные заказы были разосланы на такие предприятия, как «Клокнер-Гумбольд-Дойц» и Magirus, «Аргус» и «Адлер». Планировалось, поставить на конвейер следующие типы боевых машин:

Е 5 — легкий 5-тонный танк, который можно преобразовать в бронетранспортер, передвижную радиостанцию или разведывательный танк.

Е 10-легкий 10-тонный истребитель танков или шасси для легкого вооружения.

Е 25 — средний 25-тонный истребитель танков, разведывательный танк или шасси для тяжелого вооружения.

Литера «Е» обозначала «Entwicklung («развитие»), показывая, что проект находится в стадии разработки.

Е 50 — 50- или 65- тонный «легкий» боевой танк, которым предполагалось в будущем заменить «Пантеры».

Е 75 — 75- или 80-тонный «средний» боевой танк, будущая замена «Тигров».

Е 100 — тяжелый 140-тонный танк

25 августа 1945 года в Лондоне был допрошен инженер-полковник Генрих Эрнст Книпкампф, начальник отдела перспективного танкового вооружения Управления вооружений сухопутных войск. На вопрос, с какой целью были начаты работы по созданию новой серии танков и каковы ее основные конструкторские отличия от предыдущих, инженер ответил следующее:

«Отличий было несколько: (1). Для того чтобы создать очень прочную лобовую броню, предполагалось перенести как можно больший вес на корму танка. (2). Для упрощения производства и обслуживания танка предполагалось объединить двигатель и силовую передачу. (3). Планировалось создание четырех боевых машин Е 10, Е 25, Е 50 и Е 100…

Эта программа была предложена инженером Книпкампфом в мае 1942 года и окончательно принята к реализации в апреле 1943 года (4). Ходовая часть должна быть закрыта снаружи. (5). Предполагалось сконструировать подвеску таким образом, чтобы при выходе из строя передних или задних колес, гусеница продолжала бы натягиваться на оставшиеся катки.

Признавая преимущества переднего привода, тем не менее отмечалось, что задний привод намного удобнее для военной машины, поскольку ведущие колеса расположены в кормовой, наименее уязвимой, части танка».

По замыслу конструкторов, танк Е 100 должен был вооружаться той же башней, что и «Мышонок», причем устанавливать ее предполагалось в той же крупповской башне. Однако дальше создания шасси дело не пошло. В качестве двигателя предполагалось использовать 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 230 мощностью 700 л. е., следовательно, соотношение мощности двигателя к массе танка составило бы 5 л. с. на тонну. Таким же точно двигателем должны были оснащаться Е 50 и Е 75.

Впоследствии был создан усовершенствованный двигатель мощностью 1000-1200 л. с, однако при его использовании отношение мощности к массе составило бы уже 8,5 л. с. на 1 тонну. Для проведения испытаний на шасси был установлен обычный «Майбах» HL 230, применявшийся на «Тиграх». Применение широких (102 см) гусениц позволило снизить давление 140-тонного танка на грунт до 1,4 кг/см. В целом из-за стальных опорных катков производства фирмы МАН шасси сильно напоминали подвеску «Королевского Тигра».

Кроме того, хотя, по словам Книпкампфа, новая серия должна была стать заднеприводной, шасси Е 100 были по-прежнему переднеприводными.