Битва за Атлантику — третий этап

Третий этап (март 1942 — март 1943), казалось бы, в целом подтверждал верность стратегии Дёница. За 13 месяцев германские субмарины потопили 1221 транспорт суммарным водоизмещением 6,65 миллионов тонн. В среднем, они топили в месяц 94 судна — 510 тысяч тонн.

Интенсивно шло строительство новых лодок, флот получал 20 субмарин ежемесячно (тогда как на первом этапе — 1,8 лодки; на втором — 13,8 лодок в месяц). Осенью 1940 года к немцам присоединились итальянские лодки. Они базировались в Бордо, действуя в средней и южной Атлантике, а также возле побережья США.

Но командующего беспокоил неуклонный рост собственных потерь. Если на первом этапе он терял 2,3 лодки в месяц; на втором — 2,8; то на третьем — уже 9,2 лодки! Из 88 германских лодок, погибших на всех ТВД в 1942 году, союзники потопили в Атлантике 60, из 23 итальянских лодок — 2.

В декабре 1942 года у немцев было 397 исправных лодок, но только две трети из них могли действовать в Атлантике (преимущественно типы VII и IX).

Кроме того, в строй вошли первые лодки снабжения типа XIV («молочные коровы»), которые значительно увеличивали срок пребывания боевых субмарин в море за счет доставки им дизельного топлива, торпед, продовольствия и пресной воды.

Лодки типа VII обычно атаковали конвои в средней Атлантике, тогда как лодки типа IX действовали у берегов США, Южной Америки и Западной Африки.

К декабрю 1942 года тоннаж грузовых судов союзников, потопленных подводными лодками с начала года, достиг рекордной цифры 5.819.065 брт (из них приблизительно 300.000 тонн потопили итальянские подводники).

Наиболее результативными германскими субмаринами того периода стали U-48 (на ней Шульц потопил транспорты союзников и нейтралов общим водоизмещением 300.000 брт, что явилось высшим достижением за все время войны); U-99 (командир Отто Кречмер, более 250.000 т); U-100 (Иоахим Шепке) и U-107 (на ней Гесслер за один поход потопил 14 транспортов!)

Подводным лодкам оказывали поддержку несколько авиационных подразделений, базировавшихся на аэродромах Франции и Норвегии.

Они использовали четырехмоторные самолеты типа Fokke-Wulf-200 «Condor», переделанные из пассажирских авиалайнеров.

Эти самолеты, в основном, вели дальнюю разведку, но также применялись в качестве бомбардировщиков.

Они уничтожили немало судов союзников, в том числе огромный британский пассажирский пароход «Empress of Britain» (42.000 брт), который загорелся в результате бомбежки 27 октября 1940 года у берегов Ирландии, после чего его добила торпедой подводная лодка.

Благодаря принятым союзниками контрмерам, применение самолетов Focke-Wulf-200 в 1942 году стало ослабевать и позже прекратилось совсем. В частности, союзники снабжали крупные торговые суда катапультами для истребителей (так называемые суда типа «САМ»), а также сыграли свою роль истребители дальнего действия, базировавшиеся на эскортных авианосцах.

Трудно установить точный количественный состав воздушных и морских сил союзников, использовавшихся в целях ПЛО в различные периоды войны.

Известно лишь, что число таких кораблей (эсминцев, фрегатов, шлюпов, корветов, вооруженных траулеров и яхт) в конце 1942 года значительно превышало 500 единиц, а количество самолетов берегового базирования и на конвойных авианосцах составляло около 1000 единиц.