Битва за Атлантику первый этап

Совокупность операций обеих сторон по контролю за коммуникациями в морях Атлантического океана сэр Уинстон Черчиль назвал 6 марта 1941 года «битвой за Атлантику». Она потребовала максимального напряжения сил и ресурсов всех ее участников.

Боевые действия германского подводного флота историки условно разделяют на четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь 1939 — май 1940 гг.) у немцев было всего-навсего 30—50 лодок, способных действовать в Атлантике. Столь скромная численность не позволяла реализовать план «тоннажной войны», способный принести грандиозные успехи. Кроме того, немецким подводникам поначалу мешал приказ Гитлера соблюдать международные соглашения, запрещавшие топить торговые суда без предупреждения. Эти ограничения были отменены лишь 17 октября 1939 года.

Поэтому операции первых 9-и военных месяцев заключались в традиционном патрулировании и одиночных атаках. Иначе говоря, методы действий германских субмарин на первом этапе в принципиальном плане не отличались от тех, которые использовались к концу Великой войны 1914—1918 гг.
Программа военно-морско-го строительства была пересмотрена в пользу подводных лодок лишь в ноябре 1939 года. На то, чтобы переориентировать судостроительную промышленность, потребовалось еще почти полтора года. Так немцы потеряли драгоценное время и уже не смогли наверстать упущенное. Цифра 300 лодок в строю — минимальная для успешной реализации плана «тоннажной войны» — была достигнута только в середине 1943 года, то есть тогда, когда положение дел уже изменилось коренным образом в пользу союзников.

Весной 1940 года, вследствие отвода нескольких лодок из Атлантики для поддержки вторжения в Норвегию, а также из-за серьезных проблем с неконтактными магнитными взрывателями торпед G7e, тоннаж потопленных транспортных судов вообще сократился до минимума.