Атлантические битвы — завершение противостояния

Четвертый этап битвы за Атлантику (апрель 1943 — апрель 1945). Вклад США в дело строительства транспортных судов, военных кораблей, самолетов, радиолокаторов и гидролокаторов стал решающим.

К лету 1943 года соотношение между потерями тоннажа союзников и поступлением его от промышленности радикально изменилось. Впервые с начала войны союзникам удалось строить больше торговых судов, чем «ось» успевала уничтожить.

Дёниц прекрасно понимал, что Германия проиграет битву за Атлантику и войну в целом, если не сумеет выработать надежные контрмеры. Как известно, немцы не смогли это сделать. В течение 1943 года произошел перелом в «битве за Атлантику» в пользу англичан и американцев.

Как показал послевоенный анализ, среди многих факторов, обеспечивших их успех, главными стали следующие:

а) поточное строительство грузовых судов, перекрывавшее потери;

б) тесное взаимодействие между кораблями ПЛО и авиацией (береговой и палубной) при проводке конвоев;

в) широкое внедрение гидролокаторов (ASDIC) на кораблях ПЛО;

г) широкое внедрение радаров на самолетах ПЛО;

д) раскрытие секрета шифровальной системы германского флота (ENIGMA), что позволило штабам союзников с помощью перехвата радиограмм отслеживать все перемещения тактических групп германских субмарин.

ENIGMA — аббревиатура немецких слов, обозначавших компактную электромеханическую шифровально-дешифровальную машину. Первый ее образец создал в 1923 году немецкий инженер Артур Крих. После его смерти, последовавшей в середине 20-х годов, машину значительно усовершенствовал шведский инженер Борис Хагелин. В 30-е годы он продал разные ее варианты криптографическим службам Швеции, Франции, Германии и США.

С середины 1943 года германский флот каждый месяц терял (в среднем) столько же лодок, сколько получал от промышленности.

При этом потери тоннажа союзников непрерывно сокращались, а их верфи давали все больше и больше новых судов, непрерывно увеличивая общую грузоподъемность коммерческого флота.

Таким образом, «тоннажную войну» германский подводный флот однозначно проиграл. Положение дел не изменило бы даже массовое применение новейших лодок XXI и XXIII серий. Конечно, они дали бы весьма значительный рост потерь тоннажа, но ненадолго.

Силы и средства ПЛО еще обладали значительными резервами качественного и количественного роста, тогда как дизель-электрические лодки уже достигли предела в своем конструктивном совершенствовании.

Из 995 потопленных лодок стран «оси» (781 немецкая, 129 японских, 85 итальянских) 603 уничтожил британский флот. Именно он внес основной вклад в борьбу с подводными силами Германии и ее союзников.