Подводный флот II Мировой войны — кампании и сражения

В ночь на 1 сентября 1939 германская армия напала на Польшу. Уже через 3 дня после этого Великобритания и Франция находились в состоянии войны с Германией. В апреле 1940 года Германия захватила Данию и Норвегию, в мае — Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

Италия, хотя и была связана союзом с Германией, выступила на стороне Германии лишь 10 июня 1940 года, когда капитуляция Франции стала неизбежной и Муссолини показалось, что Великобритания тоже обречена на скорое поражение.

В апреле 1941 года немецкие войска сыграли решающую роль в разгроме Греции и Югославии. 22 июня 1941 года Германия начала вторжение в СССР, а 7 декабря того же года японцы атаковали американскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах.

Так вступили в войну США, которые до того дня соблюдали нейтралитет, если не считать открытой материально-технической поддержки Великобритании, в одиночку сопротивлявшейся Германии и Италии.

В результате к началу 1942 года боевые действия шли в Европе, Азии, Африке и на всех океанах. Война действительно стала всемирной.

По состоянию на 1 сентября 1939 года, флоты стран мира имели в строю 777 субмарин. Из них 638 входили в состав семи крупнейших флотов, еще 139 — в состав 19 «малых». По странам это выглядело следующим образом:

СССР………………………..165

Италия……………………….107

США………………………..100

Франция………………………77

Великобритания ……………….. 69

Япония ………………………. 63

Германия …………………….. 57

Нидерланды……………………24

Швеция……………………….24

Дания………………………..11

Испания ………………………. 9

Норвегия……………………….9

Турция…………………………9

Чили………………………….9

Греция…………………………6

Польша………………………..5

Финляндия……………………..5

Югославия……………………..4

Португалия……………………..4

Бразилия ……………………… 4

Перу………………………….4

Сиам………………………….4

Аргентина………………………3

Латвия…………………………2

Эстония………………………..2

Румыния……………………….1

Таким образом, страны оси Рим — Берлин — Токио и их союзники (Финляндия, Сиам и Румыния) располагали 237 субмаринами. Западные союзники имели 275 лодок (вместе с Польшей). СССР — 165. «Нейтралы» — 110.

В ходе этой войны подводные лодки сыграли гораздо более важную роль, чем во время Первой мировой войны, поскольку конфликт 1939—1945 гг. стал действительно межконтинентальным.

При этом обеспечение безопасности морских коммуникаций (с одной стороны), а также их блокада (с другой стороны) представляли цели стратегического значения для обеих сторон.

Так, Германия стремилась поставить Британию на колени путем уничтожения «судоходного моста», по которому происходило снабжение Соединенного Королевства сырьем, топливом и продовольствием.

Сами же немцы использовали, по возможности, морские пути вокруг Европы и Балтийское море, чтобы разгрузить свои железные и шоссейные дороги.

По Средиземному морю осуществлялось снабжение вооруженных сил Италии и Германии в Северной Африке, а также двигались британские конвои в восточном и западном направлениях.

Через арктические моря, с августа 1941 года и до конца войны, шли и шли караваны судов в СССР, отправлявшиеся из портов США, Канады и Великобритании. Они доставили в Мурманск, Архангельск и Владивосток более 4-х миллионов тонн грузов.

В Тихом океане Япония не могла обходиться без сырья из захваченных ею стран (нефть, каучук, железная руда и цветные металлы, продовольствие).

Кроме того, она должна была снабжать по морю свои армии, действовавшие на островах в Тихом океане и в Юго-Восточной Азии.

Подводные лодки активно действовали на всех этих ТВД. Жестокая битва на линиях снабжения привела к уничтожению приблизительно половины тоннажа грузовых и пассажирских судов, имевшегося в наличии в 1939 году.

Союзники потеряли около 21 млн. брутто-регистровых тонн, страны «оси» — свыше 12 млн. брутто-регистровых тонн. Это в два с лишним раза превышает тоннаж судов, погибших в 1914—18 годах.

Разумеется, транспорты топили не только подводные лодки своими торпедами и снарядами, но также самолеты и надводные военные корабли. Гибли они и на минах. Однако на долю подводных лодок приходится более 64% потопленного тоннажа!

Атлантические битвы — завершение противостояния


Четвертый этап битвы за Атлантику (апрель 1943 — апрель 1945). Вклад США в дело строительства транспортных судов, военных кораблей, самолетов, радиолокаторов и гидролокаторов стал решающим.



Битва за Атлантику — третий этап


Третий этап (март 1942 — март 1943), казалось бы, в целом подтверждал верность стратегии Дёница. За 13 месяцев германские субмарины потопили 1221 транспорт суммарным водоизмещением 6,65 миллионов тонн. В среднем, они топили в месяц 94 судна — 510 тысяч тонн.



Второй этап битвы за Атлантику


Второй этап начался в июне 1940 года. Эта дата связана с тремя событиями. Были возвращены на вооружение более надежные контактные взрыватели торпед; завершилась норвежская кампания; германские лодки стали использовать французские



Битва за Атлантику первый этап


Совокупность операций обеих сторон по контролю за коммуникациями в морях Атлантического океана сэр Уинстон Черчиль назвал 6 марта 1941 года «битвой за Атлантику». Она потребовала максимального напряжения сил и ресурсов всех ее участников.



Итоги подводных баталий Второй мировой


В целом, подводные лодки воевавших флотов заняли первое место среди всех боевых средств по величине потопленного ими тоннажа.

Однако обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, из 21 миллиона тонн, потопленных подводниками, более 19 млн. приходятся на счет подводников Германии  и США.