Система производства танков

Крупносерийное производство танков требовало повышения технологичности изготовления деталей, узлов и боевых машин в целом. В немецком танкостроении широко применялся эффективный конвейерный метод производства. Каждая машина при помощи подъемного крана или специальных колесных тележек перемещалась по цеху, проходя целый ряд последовательных ступеней сборки и обработки, наконец сходила с конвейера и отправлялась на тестирование и обкатку. Корпус тяжелого танка приходилось приподнимать мощными кранами и держать неподвижным практически весь период сборки ходовой части.

Затем наступала очередь двигателя, трансмиссии, коробки передач и так далее. Только тогда корпус опускали, закрепляли и приступали к монтажу и креплению боевого отделения. После установки и отлаживания вооружения процесс сборки в целом можно было считать завершенным.

На последней стадии танк доводили до ума, снабжая различными оптическими приспособлениями (телескопическим прицелом, приборами наблюдения), средствами связи, ящиками для снаряжения и пр. Весь процесс требовал четкой координации и единообразия в производстве больших и малых танковых деталей, которые, прежде чем попасть в главный сборочный цех, испытывались и собирались воедино в специальных цехах завода-изготовителя.