Подготовка к войне

С начала 1930-х ггода германская индустрия начинает неуклонно увеличивать объемы военного производства. Так, концерн «Крупп» получает от Гитлера прямой заказ на разработку и изготовление 100 легких танков к марту 1934 года, и еще 650 — к 1935 года «Крупп» немедленно отзывает своих инженеров из Швеции и приступает к организации производства танков на родных заводах. С путающей быстротой деревянные макеты танков заменяются настоящими. В своей знаменитой книге «Танки — вперед!» Гудериан так вспоминает об этих событиях:

«…Немецкие танки преображались прямо на глазах. Некогда деревянные пушки внезапно изрыгнули настоящий огонь, а воображаемая броня превратилась в первоклассную сталь».

К 1935 года были сформированы и полностью вооружены три танковые дивизии. Характерно, что среди новых танков мы не увидим ни Leichtetraktor, ни Grosstraktor. Обе модели были признаны несовершенными и непригодными даже для учений, поэтому для выполнения директивы Гитлера на заводах «Крупп» были заново разработаны и запущены в производство два принципиально новых легких танка.

Первый из них, созданный в 1933 года и первоначально проходивший под кодовым названием Landivirtschaftlicher Schleper («Сельскохозяйственный тягач»), весил 5 тонн. Когда модель запустили в производство, она получила название PanzerKam-pfwagen I, или PzKpfw I. PzKpfw II был вдвое тяжелее и сочетал в себе лучшие качества сразу двух известных моделей — крупповского LKA II и проекта, разработанного фирмой MAN. Он получил индекс PzKpfw И Ausf А. Впоследствии именно этой фирме и решено было поручить серийное производство танка. К слову сказать, обе модели, как и их английские аналоги, обладали весьма посредственными боевыми качествами и, являясь превосходными учебными машинами, практически не получили реального боевого применения.

В это же самое время были разработаны еще два танка для стремительно формирующихся танковых дивизий вермахта. Речь идет о среднем и легком танках, известных под индексами PzKpfw III и PzKpfw IV. В описываемый нами период машины носили условные наименования ZW — Zugfuh-rerswagen (боевая машина командира взвода) и BW — Batail-lonjuhrerswagen (боевая машина командира батальона). Впоследствии именно этим танкам суждено было стать основной ударной силой германских танковых дивизий.

Первыми предприятиями, освоившими серийный выпуск танков, стали заводы «Крупп» (в Эссене), «Рейнметалл-Борзиг» (в Берлине-Тегеле), «Даймлер-Бенц АГ» (в Берлине-Мариенфельде) и «Хеншель и сын АГ» (в Касселе). Это были настоящие флагманы немецкой индустрии, располагавшие всем необходимым для самостоятельного производства большей части основных танковых агрегатов и узлов. Особенно это относится к концернам «Крупп» и«Рейнметалл», огромным военным предприятиям, которые были способны проектировать, испытывать и производить все необходимое для танков вооружение, броню и прочие детали.

Два других гиганта — «Даймлер-Бенц АГ», производитель тяжелых грузовиков, и «Хеншель и сын АГ», специализировавшийся на выпуске железнодорожных локомотивов, также имели большой опыт работы по производству тяжелой транспортной техники.

Вскоре к этим четырем лидерам присоединились еще несколько предприятий. В том числе, машиностроительное предприятие «Грузон Верке» — второй филиал фирмы «Крупп» в Магдебурге, который, начиная с 1937 года, параллельно с заводом в Эссене выпускал танковые детали и узлы. Нюрнбергский филиал фирмы «Машиненфабрик Аугсбург — Нюрнберг» (МАН), представлявший собой крупное машиностроительное предприятие, также располагал большим опытом и необходимым оборудованием для производства сложной военной техники. Кроме этого существовала практика перепрофилирования различных предприятий на выпуск специализированной военной продукции. Крайне редки были случаи строительства новых заводов, предназначенных исключительно для производства и сборки различных механизмов и деталей для танков.

В качестве примера можно привести заводы МИАГ в Браунгвшейге и «Алкетт» в Берлине-Борзигвальде.

В 1939-1940 ггода в результате оккупации Австрии, Чехословакии и Польши Германия многократно усилила свою военно-экономическую мощь. Производство бронетехники теперь полным ходом шло и на машиностроительных заводах оккупированных территорий («Штейер-Даймлер-Пух» в Австрии, ЧКД/БММ в Чехословакии, «Ваверма» в Польше).

По мере резкого увеличения потребностей армии в новых танках и бронемашинах производство военной техники неизбежно становилось все более и более распыленным процессом. Ни один завод не мог самостоятельно удовлетворить растущие аппетиты вермахта. Однако чем больше предприятий оказывалось втянуто в производство каждого конкретного танка, тем сильнее они зависели друг от друга и от неукоснительного соблюдения графика поставки тех или иных деталей и компонентов по субконтрактам в рамках кооперации. Это, в свою очередь, требовало четкой координации между армией и промышленностью, между конструкторами и инженерами-технологами, а также между головными предприятиями, где производилась сборка готовой продукции и заводами, выпускавшими комплектующие узлы и детали. Организацией производства бронетанковой техники занималось министерство вооружений и боеприпасов через главный комитет по танкостроению, в свою очередь состоявший из структурных подразделений: производства и ремонта танков; усовершенствования броневых сталей; проектирования и наблюдения за производством; изготовления двигателей, легкобронированных и специальных машин, снабжения.

Танковое вооружение производилось под руководством Главного управления по вооружениям, в свою очередь состоявшего из комитетов по легкому противотанковому и танковому вооружению и тяжелому противотанковому и танковому вооружению. Множество специальных комитетов и подкомитетов инспектировали более мелкие отрасли танкостроения (производство боеприпасов, оптических приборов и т. д.).

Темпы производства танков в Германии неуклонно росли. Помимо легких и средних танков, немецкие конструкторы и производители проявляли определенный интерес к созданию тяжелых моделей, наследников уже знакомого нам Grosstraktor («Тяжелого трактора»).

Один из таких танков под простым наименованием NeubauFahrzeuge PzKpfw (NbFz) (вновь построенная машина) весил порядка 24 тонн. На заводах «Крупп» и «Рейнметалл» было построено пять модификаций этого танка, причем Ausf А имела спаренные 75 и 37-мм орудия, а модель В соответственно 105 и 37-мм. В 1934-35 ггода танки предполагалось запустить в производство под названиями PzKpfw V и PzKpfw VI, но, поскольку этого так и не произошло, названия достались последующим «Пантере» и «Тигру».

Что касается уже произведенных опытных образцов NbFz, то они все же успели «понюхать пороху». Первоначально эти тяжелые танки использовались в качестве учебных машин на полигонах бронетанковой школы в Путлосе, а в 1940 года три прототипа приняли участие в боевых действиях в Норвегии в составе 40-го танкового батальона специального назначения. Один из них был уничтожен противником, а два других в конце того же года вернулись на родину.

Во время нападения на Польшу (1 сентября 1939 года) Германия располагала 3195 танками, не считая недавно захваченных ею превосходных чешских машин. Из них:

  • PzKpfw I- 1445
  • PzKpfw II — 1226
  • PzKpfw III -98
  • PzKpfw IV — 211

Командирские танки всех типов — 215.

Большинство из этих танков приняли участие в непродолжительной, 30-дневной войне с Польшей, в ходе которой поляками было уничтожено 217 немецких машин (из них 89 танков типа PzKpfw I, 83 — PzKpfw II, 26 -PzKpfw III и 19 танков PzKpfw IV).

Производство танков продолжало расти. Если ежемесячный выпуск в 1939 года составил 140 единиц, то в следующем году он вырос до 170 танков.

К маю 1940 года фашистская Германия располагала 3379 боевыми машинами. Однако гораздо более существенным показателем бронетанковой мощи Германии являлось даже не общее количество машин, а тот факт, что среди них было уже 329 танков PzKpfw III и 280 танков PzKpfw IV — составивших костяк ударных сил вермахта на Западном фронте. Если же сравнивать количественные показатели, то на Западном фронте Германия располагала 2574 танками, в то время как армии союзников имели в своем распоряжении порядка 3000 единиц, большинство из которых были французскими (английских танков было около 400, бельгийских — всего несколько единиц).

Однако, несмотря на то, что у Франции было много тяжелых, хорошо вооруженных танков, немцы имели безусловное превосходство в тактическом искусстве.

Производство танков в Германии

Год               Общее   количество                  Ежемесячное производство

1934                          500                                                        40
1935                          700                                                        60
1936                          600                                                        50
1937                          750                                                        60
1938                         1560                                                     130
1939                         1680                                                     140