Станки

1. Вертикальный двухрезцовый токарный станок с горизонтальными фрезами на торцах одновременно осуществляет обработку как верхней панели конструкции для последующего крепления кольца башни, так и фрезеровку боковых панелей корпуса для последующего крепления последней передачи. Двухрезцовый строгальный станок, изготовленный на заводе «Машиненфабрик Тернер» во Франкфурте-на-Майне, обычно является аналогом станка, используемого в тех же целях при обработке башенного кольца по технологии Вэгмана.  Две горизонтальные торцевые фрезы (по одной с каждой стороны) двигаются по направляющей, но не регулируются по вертикали. Установка данного станка достигается путем монтажа корпуса танка, подлежащего обработке, на четырехколесные станины на рельсах, закрепленных на бетонном основании. Окончательный крепеж корпуса обеспечивается специальными креплениями.

При помощи стягивающих болтов корпус плотно крепится к основанию сборочной площадки.

2. Горизонтальный расточный станок с 8 шпинделями для обработки подвески и для расточек под торсионные стержни производится фирмой «Бернингхаус оф Велберт». Этот станок, обеспечивающий одновременную установку четырех горизонтальных сверлильных механизмов на каждой стороне корпуса, обычно называют «Ахт-шпиндель-борверю>. Хотя в данном случае в наличии были лишь три сверлильных механизма с каждой стороны корпуса.

Перед выполнением данной операции корпус крепится аналогично тому, как указано в параграфе. При этом каждая расточная штанга, представляющая собой автономный агрегат с электродвигателем, передвигается по горизонтальной направляющей, но не имеет вертикальной регулировки.

Для выполнения различных операций по чистовой обработке боковин корпуса применяются различные модификации данного станка. Хотя сам сверлильный станок не является чем-то новым, если рассматривать его изолированно, тем не менее его универсальное применение в качестве составляющей сложных многоцелевых станков представляет значительный интерес.

3. Двойные вертикально-радиальные сверлильные станки на колонне производства «Рабома» (Борсигвальд — Берлин) применяются при сверлении отверстий для кольца башни в верхней панели конструкции. Одновременно два горизонтальных сверлильных устройства, просверливают небольшие отверстия в боковых панелях корпуса, необходимые для сборки подвески. Сверлильный узел передвигается по горизонтальной направляющей, но не регулируется по вертикали.

4. Следующим инструментом, заслуживающим упоминания, является весьма хитроумный двойной торцевой фрезерный станок, с помощью которого можно обрабатывать торцевые поверхности 12 подвесок одновременно.

По количеству производимых операций подвески весьма трудоемки в обработке. Использовалось много модификаций обычных инструментов, в частности, в одном случае было задействовано разработанное на заводе устройство по обработке конечной передачи «Тигра I», что позволило сократить количество операций.

5. Несколько необычный сборный цилиндрический фрезерный станок с пятью фрезами в одной головке использовался для обработки полуфабрикатных поверхностей механизма рулевого управления в противовес обычному методу торцевой фрезеровки фланцев.

6. Сборка колес для платформ рассчитана на массовое производство с применением 15-тонного гидравлического пресса.

7. Часть сборочного цеха была отведена под сборку механизмов рулевого управления, которые затем крепились к коробке передач, поступавшей на завод в сборе, после чего весь трансмиссионный узел отправлялся на контрольную площадку, оборудованную двумя станинами с динамометрами. Тем не менее сам операционный пункт был рассчитан на три контрольные площадки. Рядом располагалась площадка для брака.

8. Различные цеха на заводе Шенхеля обеспечивали большую часть операций по механической обработке, принятых в машиностроении. Шлифование зубьев шестеренок почти полностью соответствует технологии Маагода Часть станков были производства Сомуа (Франция).

Эта фирма получает танковые башни и корпуса в сборе, поэтому у них нет завода по сварке или профилированию толстой бронированной стали, с помощью имеющейся в их распоряжении техники они тем не менее были в состоянии производить профилирование и обработку более легких секций.